«Камни-картины»

• Домой •
• Вверх •
• Камни-картины •
• Форма и графические символы ранних стел •
• Зооморфные, растительные и антропоморфные изображения на ранних стелах •
• Дом викинга – корабль •
• Изображения эпохи викингов •

Rambler's Top100


            Древняя Скандинавия всегда была окутана ореолом таинственности. Суровая природа северных стран; серые камни, испещренные загадочными письменами – рунами; холодное неприветливое море, которое бороздят боевые корабли – драккары. Ну и конечно мужественные воины – викинги, прошедшие с мечом через всю Европу.
            Что нам известно об этих людях? Об их культуре, быте, искусстве, об их мировоззрении, наконец? Богатый материал представляют нам данные археологии, донесшие до наших дней многочисленные предметы материального мира скандинавов. Многое стало нам известным из сохранившихся письменных источников. К их числу относится эпос скандинавов, прежде всего, Старшая и Младшая Эдды и многочисленные саги. Неоценимый по значимости материал содержится в «Деяниях датчан» датского летописца Саксона Грамматика.
           Но есть и еще один источник наших знаний об этих людях. Это образы североевропейского искусства. Оружие, корабли, телеги, украшения и многие другие предметы скандинавов украшены разнообразными знаками, символами, изображениями животных, людей и богов, сценами баталий и жертвоприношений. Все эти изображения позволяют во многом реконструировать удивительный мир людей Северной Европы, понять их религиозные и мифологические взгляды, составить представление об их облике, костюмах, предметах быта, домашних животных, вооружении и транспортных средствах.

          Особое место в ряду таких произведений искусства занимают камни со шведского острова Готланд, расположенного в Балтийском море. Шведы называют их Bildstenar, то есть камни-картины. Широко известны рунические камни, разбросанные по всей Скандинавии и даже за ее пределами, на которых вырезан рунами тот или иной текст. В отличие от них, на камнях (стелах) Готланда высечены разнообразные изображения, начиная с лаконичных, но емких символических знаков и заканчивая экспрессивными и реалистичными сценами. Иногда картинки представляют собой целостный ряд образов, складывающийся в своеобразную историю определенных событий, представленных наподобие современных комиксов.
           В качестве материала в основном использовался песчаник. Применялось два основных вида техники вырезания. Иногда это была энглифика, при которой линии вырезаются на поверхность камня более или менее тонкой линией. Чаще же это низкий, либо высокий рельеф, когда сам рисунок выступает, образуется нетронутой поверхностью камня, а пространство вокруг него выбирается на некоторую глубину. На некоторых камнях рисунки прорезаны довольно глубоко, на сантиметр и даже больше. На других – они поверхностные, едва заметные. После вырезания рисунки раскрашивались пигментами, по-видимому, в основном минеральными, например, красной охрой. И лишь иногда, как правило на поздних стелах, изображения сочетаются с руническими надписями.


Стела Hammars I

             К сегодняшнему дню на территории острова найдено свыше 400 стел, удивительно ярко раскрывающих нам мир Древней Скандинавии. В отечественной литературе их еще иногда называют стелами – писаницами, желая подчеркнуть их декоративность. Еще одно их название, поминальные камни, отражает основную цель, с которой их возводили – увековечение посмертной славы павших героев, прославление их подвигов. Предполагается также, что эти камни могли служить и культовым целям, например, во время поминальных языческих обрядов. Обычно их устанавливали в людных местах, часто у дорог, в христианское время – возле церквей.
            В настоящее время значительная часть готландских камней хранится в историческом музее Стокгольма, другие – в различных музеях самого Готланда и лишь немногие из них стоят на своих исходных местах. Многие камни были обнаружены на Готланде в церквях, где они использовались в фундаменте и кладке пола и стен. Причины такого повторного использования широко дискутируются. Возможно, это должно было символизировать утверждение новой веры, христианства, на обломках старого язычества. Но не исключено, что у этого были и простые утилитарные причины – обтесанные камни были удобны для строительства.
           Отдельный интерес представляет собой эволюционное развитие этих камней, древнейшие из которых относятся к V-VI векам, а самые поздние – к концу XI-началу XII веков. Было бы наивным думать, что весь период существования Древней Скандинавии – это однообразное время господства викингов и их культуры. На самом деле, эпоха викингов, несмотря на свою огромную историческую значимость, была не столь уж продолжительна. Условно ее определяют как период с 793 по 1066 годы. Даже если ограничить ее более мягко, мы получим трехсотлетний период с конца VIII по конец XI века. Как видим, время возведения готландских стел (около семи веков) значительно, более чем в два раза протяженнее. Помимо эпохи викингов, оно охватывает весь период германского железного века (400-800 гг.), включая наиболее значимую в культурном и историческом аспекте ее часть – вендельскую эпоху (550-800 гг.). Именно эта эпоха в Скандинавии стала временем интенсивного формирования государственной, социальной и религиозной структуры, временем развития чрезвычайно яркой и самобытной культуры. Наконец, вендельское время было периодом активного освоения собственного региона и начала экспансии, первых морских походов к чужим землям, ставших позже главной особенностью эпохи викингов.
             Очевидно, что скандинав начала железного века, или даже начала вендельского времени, отличался по своим взглядам на жизнь, по своему мировоззрению, духовным и эстетическим ценностям от скандинава эпохи викингов. Ясно также, что эволюция такого рода не могла не найти своего отражения в языке искусства, что мы и наблюдаем при сравнении ранних и поздних готландских стел.


Читать дальше
 


В начало страницы

Рейтинг Инфо-Поле     Rambler's Top100

Copyright or other proprietary statement goes here.
Последнее обновление этой страницы: 20 декабря 2008 г.