Форма и графические символы ранних стел

• Домой •
• Вверх •
• Камни-картины •
• Форма и графические символы ранних стел •
• Зооморфные, растительные и антропоморфные изображения на ранних стелах •
• Дом викинга – корабль •
• Изображения эпохи викингов •
Rambler's Top100

Наиболее ранние поминальные камни Готланда датируются, как уже было сказано, V-VI веками. Несмотря на некоторые различия, как правило, они имеют форму, напоминающую боевой топор, поставленный «лезвием» вверх. Считается, что подобная форма уже сама по себе выполняет функции охраны захоронения. Неслучайно самым популярным и массовым амулетом у скандинавов на протяжении многих веков был Мьёлльнир, стилизованный молот бога Тора, который, как считалось, оберегает его владельца от всякого зла. Охранные функции часто приписывали символу как боевого топора, так и его прототипа – молота. Собственно, одним из наиболее типичных видов оружия ранних этапов бронзового века в Северной Европе были характерные «гибридные» или, скорее, промежуточные, переходные по форме топоры-молоты с острым лезвием и массивным обухом, имеющим плоскую ударную платформу.



Камень Havor I
 

Следует заметить, что ту или иную охранную символику находят в захоронениях самых разных культур. Часто ее предназначение двояко – она охраняет само захоронение от людей и служит защитой покойного в его странствиях по царству мертвых, привлекает к нему благосклонность богов. Эта последняя из упомянутых функций наиболее явно сближает охранные знаки различных языческих культур с монотеистическими символами, например, с христианским крестом, который носят на груди все православные люди. Охранные функции символа расширяются в данном случае до материально заявленной, предметно обозначенной связи владельца знака с тем или иным божеством. Если для христиан таким богом является Христос, то для древних скандинавов одним из них был Тор.
            Несмотря на то, что в позднее время главой скандинавского пантеона и даже отцом всех богов из рода асов считался Один, почитание Тора оставалось очень высоким. Более того, целый ряд известных об этом боге нюансов позволяет предположить, что поклонение ему имеет существенно более древнюю историю, по сравнению с большинством других североевропейских богов.
            В Младшей Эдде описаны похороны первого погибшего бога аса – Бальдра. Примечательно, что во время этих похорон именно Тор, а не Один, выполняет жреческие функции, являющиеся прерогативой старшего, или одного из старших богов пантеона. Когда все приготовления были закончены, и Бальдр возлежал на погребальном костре, «Тор встал рядом и освятил костер молотом Мьёлльнир» (Видение Гюльвы). Священный молот, таким образом, выполнял функции жреческого жезла.
            С одной стороны, это естественно, поскольку именно оружие бога – громовержца, каковым являлся Тор, связано с символизмом священного огня. С другой стороны, так или иначе, этот и некоторые другие эпизоды скандинавских мифов позволяют предполагать, что Мьёлльнир (и символ молота или топора в целом) мог играть для скандинавов роль не только охранного знака, но и символа связи с одним из самых могущественных богов их пантеона, символа сопричастности сакральному.
            Форму топора с более или менее вогнутыми боковыми стенками и выпуклой верхней стороной имеют, например, камни Havor I и Havor II, найденные вблизи Хавур (Хаблингбу), Sanda I из Санды, стелы из Вескинде (Väskinde) и Смесс в Нер (Smiss, När). Одной из наиболее часто встречающихся фигур на ранних готландских камнях является розетка или диск, внутри которого расположена спиральная свастика. Лучи свастики плавно изогнутые, закручены «посолонь», то есть вправо, по часовой стрелке. Иногда такую фигуру еще называют «вращающимся колесом» или «сегнеровым колесом», а в геральдике такой тип рисунка называется Gyronny arrondi. Чаще всего у свастики шесть лучей, как на камнях Havor I и Martebo II из Мартебу, на стелах из Вескинде и Висбю (Visby). На одном из камней из Ире в Хельви (Ire, Hellvi) их вдвое меньше – 3, а на камне из Бру (Bro), наоборот, в два раза больше – 12. В редких случаях возможно и число лучей некратное трем. Скажем, на камне Sanda I их 8. С внешней стороны край розетки может иметь пильчатый или какой-то иной узор, как на камне Havor I и стеле из Вескинде. Иногда и сами лучи свастики имеют зубчатый край (Sanda I, стела из Бру).

Фрагмент рисунка на камне Tängelgårda I


Martebo I

Считается, что данный символ является солярным знаком, то есть символизирует солнце и его атрибуты: свет, энергию, движение по небу, смену времени суток и сезонов года, а опосредованно – и следование человека своей судьбе. Поклонение солнцу отмечено во многих религиях разных народов и эпох. Скорее всего, в случае с камнями Готланда, так оно и есть, но, по всей видимости, этот знак, как и сама форма камня, выполняет также охранные функции, что не противоречит содержанию солярной символики. Подтверждением этому может служить тот факт, что тот же самый символ встречается на щитах воинов, изображенных на готландских камнях более позднего времени. Например, такие щиты хорошо видны на более поздних камнях, датируемых 700-800 гг., из Лилибьерс (Lillbjärs) и Тэнгельгорд (Tängelgårda I, рисунок слева).
              Помимо свастики, на ранних готландских камнях встречаются и другие сходные символы. Одним из них является фигура в виде замкнутой ленты, крестообразно свернутой в четыре кольца, так называемый квадриплет. Его изображение занимает, например, центральное положение на камне Havor II. Стоит заметить, что этот символ не является специфически готландским, а встречается и в других регионах Скандинавии. Например, его можно увидеть на золотых филигранных украшениях из города Хедебю, располагавшегося на юго-востоке Ютландского полуострова. Квадриплет, также как и свастика, изображался на круглом диске (розетке).
              Часто в таких розетках встречаются также радиально-симметричные знаки, имеющие спиральную структуру, часто замкнутую. Центр композиции такие розетки занимают на камне Martebo I и на стеле из Аустерс (Austers, Hangvar). Второстепенное по размеру и положению место они занимают на камнях из Бру и Sanda I. Высказывалось предположение, что спиральный орнамент готландских камней заимствован скандинавами у кельтов, но более обоснованным представляется предположение, согласно которому оба народа унаследовали его у общих индоевропейских предков. Встречаются и розетки, напоминающие цветок, с овальными лепестками. Скажем, их можно увидеть на одном из камней из Ире (Хельви).
              Мнения относительно символического значения этих знаков фактически сводятся в две группы. В одном случае во всех них видят все тот же солярный знак. В другом – изображения, представляющие собой замкнутые переплетенные ленты, рассматривают как символ бесконечности. По мнению А. Хлевова, к символам на готландских стелах, связанным с понятиями вечности, бесконечности и циклической повторяемости, относятся изображения, «содержащие в себе мотив замкнутой и переплетающейся в определенном ритмическом постоянстве системы».


Вернуться к предыдущей части
 

Читать дальше
 


В начало страницы

Рейтинг Инфо-Поле     Rambler's Top100

Copyright or other proprietary statement goes here.
Последнее обновление этой страницы: 20 декабря 2008 г.