Зооморфные, растительные и антропоморфные изображения на ранних стелах

• Домой •
• Вверх •
• Камни-картины •
• Форма и графические символы ранних стел •
• Зооморфные, растительные и антропоморфные изображения на ранних стелах •
• Дом викинга – корабль •
• Изображения эпохи викингов •
Rambler's Top100

Интересно, что розетки на камнях Готланда нередко обвиты змеей. Изображения змей вообще очень часто встречаются на готландских камнях всех времен. Например, их можно увидеть на камнях из Хавур (Havor I и Havor II, 400-600 гг.), на одном из камней из Бруа (Broa, 500-600 гг.), на стелах из Ардре (например Ardre [1] и Ardre [2], 1000-1100 гг.). Очевидно, что значимость этого образа очень высока, хотя сейчас и малопонятна. Ясно лишь, что они, прежде всего, были олицетворением хтонических существ. Наиболее интересным в этом отношении является камень из Смесс (Smiss, När). Найден он на месте захоронения и датируется 400–600 гг. Рисунок необычен и представляет собой три сплетенные змеи, под которыми расположена фигура женщины, сидящей с широко раскинутыми ногами и держащей в каждой руке еще по одной змее. Убедительно истолковать это изображение пока не удается.
        Что же касается смысла изображений змей, обвивающих розетки, то эта загадка, быть может, и менее интригующая, в силу композиционной второстепенности этих фигур, но не менее легка для объяснения.



Камень Ardre [1]
 

          На камнях Sanda I и Martebo II тело змеи само как бы образует окружность розетки, а вот на камне из Аустерс (Austers, Hangvar) похожее на змею зооморфное существо свернулось кольцом вокруг диска, не сливаясь с ним. Перед его открытой пастью изображен человек. Судя по его позе, он движется навстречу змее и мало похож на добычу чудовища. Хотя в его руках и не видно оружия, он, скорее, готов к схватке с гигантским существом. По одному из предположений, это Сигурд, сражающийся со стерегущим клад драконом Фафниром. Однако, можно предположить, что сюжет иной. Не исключено, что мы видим изображение бога Тора, готового вступить в битву с чудовищным змеем Ёрмунгандом. По скандинавской мифологии, Ёрмунганд обвивает собой всю населенную людьми землю, подобно тому, как змея на камне обвивает розетку. В последней битве перед гибелью мира, Рагнарёком, Тор сразится с Ёрмунгандом, победит его, но и сам погибнет от изрыгаемого змеем яда. Так кто же изображен обвившимся вокруг дисков на камнях Готланда – Фафнир, Ёрмунганд, или просто символическая змея? Если верно последнее, то что она символизирует? Что именно символизируют сами разнообразные розетки? На эти вопросы нет однозначного ответа.
        Помимо змей, на ранних камнях Готланда встречаются и другие зооморфные изображения. Чаще всего, это лошади и олени. И те, и другие почитались многими индоевропейскими народами как священные животные. Лошадей часто изображали в виде пары сражающихся жеребцов, как на камнях Havor I и Martebo II. В североевропейском искусстве этот сюжет встречается начиная с эпохи Бронзы. Например, его можно увидеть на камне, установленном на захоронении в Кивик (1400 г. до н.э.). Аналогичные сюжеты встречаются в древнем искусстве и других европейских народов, например, на щитах древних греках и на надгробных изображениях из Испании. Очевидно, что он имел важное символическое значение.
         Иногда изображены и не сражающиеся лошади. Они могут быть запечатлены динамично – скачущими или вставшими на дыбы (камень из Висбю, Visby), или статично – стоящими друг напротив друга в напряженных позах, как на камне из Ларсарва (Larsarve), но почти всегда это симметричная по композиции пара животных. Сходный сюжет, но с участием оленей мы можем увидеть на одной из стел из Ире. Порой парные зооморфные образы выглядят фантастично, и их прообраз идентифицировать с уверенностью затруднительно. Однако ясно, что и на них в аналогичной манере изображены какие-то рогатые копытные (камень из Вескинде, Väskinde).
       Наконец, еще один зооморфный сюжет ранних готландских стел, который стоило бы упомянуть, это изображение птицы. Строго говоря, таких изображений сравнительно немного, например они отмечены на камнях из Бруа и Смесс. Однако, очевидно, что это изображение также занимало важное место в символической системе скандинавов. Свидетельством тому может служить хотя бы тот факт, что изображение птицы этого периода, если оно присутствует, всегда крупное, занимает на камне центральное положение и уж никак не является элементом второстепенного декора. Судя по силуэту, это какая-то водоплавающая птица, например гусь или утка. Высказывалось предположение, что она могла символизировать душу покойного, в честь которого воздвигнут камень, но имеющиеся в нашем распоряжении данные слишком скудны, чтобы делать какие-либо определенные выводы на сей счет.
       Стоит также вспомнить, что некоторые водоплавающие птицы наделялись скандинавами особыми, магическими свойствами, что вполне могло позволить им использовать их изображение в качестве определенных символов. В целом ряде манускриптов XVII-XIX веков упоминается «утка» keldu-svín (Кораблев, 2002). Например, это трактат «О различных явлениях природы Исландии» Йоуна Гвюдмундссона Ученого, «Путеводитель по Исландии» Эггерта Оулавссона и Бьярни Паульссона, работы Йоунаса Йоунасона и Гейра Вигхфуссона. Дословно исландское название этой птицы может быть переведено как «источниковая свинья», а речь, судя по всему, идет не об утке, а о погоныше, пастушке, или какой-то близкой им птице из семейства Пастушковых. Все авторы отмечают, что исландцы считают эту птицу особенной. Жир ее был высоко ценим лекарями, магические заклинания писали ее перьями, или в качестве материала для нанесения колдовских фигур использовали кожу keldu-svín.
         Описание биологии этой птицы скандинавскими авторами того времени содержит множество фантастических черт, но верно отмечены ее осторожность и способность мгновенно исчезать в случае опасности. Поймать и даже просто увидеть многих Пастушковых птиц действительно довольно сложно. Оулавссон и Паульссон также отмечают, что keldu-svín «не обладает способностью летать». Это, конечно, преувеличение, однако Пастушковые птицы действительно летают сравнительно мало и неохотно. Полет у них часто вялый, а в период послебрачной линьки они и в самом деле вовсе теряют способность к полету. Характерно, что на готландских камня у неизвестной птицы тоже не изображены крылья.
       Растительный орнамент на поминальных стелах в явном виде отсутствует. Зато изредка встречается изображение дерева. Например, оно занимает центральное положение на камне Sanda I. Несмотря на небольшие размеры и простоту рисунка, ему придается достаточно большое значение. Возможно, это какое-то священное дерево или даже гигантский ясень Иггдрасиль – Мировое Древо, ось жизни и структурная основа мира в мифологии древних скандинавов, древо жизни и судьбы.
          Антропоморфные изображения на ранних стелах Готланда сравнительно редки, просты и лаконичны. Обычно это исполненные в символичной манере изображения воинов, вооруженных копьями и щитами (Martebo I). Впрочем, идентификация фигур неоднозначна. На упомянутом камне Martebo I видны две человеческие фигуры, различающиеся по силуэту. Одна из них, левая, имеет формы больше напоминающие женщину, нежели мужчину-воина.


Вернуться к предыдущей части
 

Читать дальше
 


В начало страницы

Рейтинг Инфо-Поле     Rambler's Top100

Copyright or other proprietary statement goes here.
Последнее обновление этой страницы: 08 января 2009 г.