Священные рощи


• Домой •
• Вверх •
• Мировое Древо •
• Иггдрасиль •
• Мировое древо кельтов •
• Хулуппу •
• Тургэ •
• Мировое древо и Мировая книга •
• Обитатели и духи деревьев •
• Священные рощи •
• Дерево как символ человека и его пути •
Rambler's Top100


Не только к отдельным деревьям, но и к лесу или роще в целом, люди всегда испытывали особое чувство. На первый взгляд может показаться, что лес в мифологии часто выступает в роли одного из основных местопребываний сил, враждебных человеку. Действительно, часто лес является смысловой оппозицией селению, он населен многочисленными духами, недоброжелательно относящимися к людям, подчеркивается, что через него проходит путь в мир мертвых.
          Однако, в действительности это не совсем так. Не лес противопоставляет себя человеку, а человек, теряющий первоначальную связь с природой, лесу. Лес враждебен людям в той мере, в которой сами люди дистанцируются от него. Очевидно, что для человека, тысячелетиями живущего вне леса, этот мир является малопонятным и опасным. Как писал К.Г. Юнг, «лесная чаща, место темное и непроницаемое, – вместилище всего неведомого и таинственного… Лес – удачный синоним бессознательного». А неведомое пугает, даже если это отражение собственного бессознательного. Неслучайно слово «паника» произошло от имени греческого бога лесов Пана.
           Кроме того, как заметил Г. Гачев, близость леса мироощущению разных народов различна. У Данте мы встречаем исходное противопоставление «прямой дороги» и «темного леса». Лес действительно во многом чужд итальянскому «вечнозеленому космосу», малознакомому с движением как внутренним изменением. Совершенно иное мировоззрение германских и славянских народов. Дерево любимо, лес родной и близкий. В «Зигфриде» Вагнера «Шелест леса» – это идиллия.

По представлениям древних, лес в самом деле открывал дорогу в нижние миры, но в нем же были врата в миры небесные. Подчас лес рассматривался как срединный мир, связующий все остальные, как своего рода портал во все остальные миры. Г. Гачев замечает, что для русского человека лес, бор – это еще не «тот свет», «но его частокол, чистилище, геркулесовы столбы, русские пропилеи». Русский лес, как отмечает автор, рождает идею вертикали и глубины, из которой он сам, будучи «шерстью земли», и происходит.
           Тацит считал лес природной обителью богов. Неслучайно именно в лесу были устроены святилища многих народов. Например, Якоб Гримм, на основании изучения тевтонских слов, обозначающих храм, сделал заключение, что древнейшими святилищами у германцев были естественные леса. О священных рощах кельтских жрецов, друидов, рассказывают Цезарь, Лукан и другие римские авторы. По их описаниям, «сокровенные рощи и леса» были жилищем друидов, где они творили и учили молодых жрецов. Тацит свидетельствует, что при подавлении сопротивления кельтов римским захватчикам, римляне незамедлительно «вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых северных обрядов». Точно также поступали христианские миссионеры, уничтожавшие священные деревья и рощи язычников.


Святой Бонифаций (VIII в.) срубает языческий священный дуб. Витраж.

Аналогичные священные рощи известны у многих европейских народов, в том числе, это боголесья славян. По представлениям некоторых нилотских народов Африки, лес является одним из мест сгущения пронизывающей всю вселенную нейтральной магической силы джок, не проявляющей ни благожелательного, ни враждебного отношения к человеку, пока тот не начинает использовать ее в своих собственных целях и интересах.
 


Сатир, преследующий менаду, держащую в руках тирс и змею.
Аттическая амфора работы Мастера Клеофрада. Ок. 500-490 до н.э. Мюнхен (с сайта Antiqua)
 

          Также как и в случае с отдельным деревом, божества и духи могут быть имманентны лесу в разной степени. Как мы уже заметили, лес или роща могли быть святилищем любых богов в отдельности и всего пантеона в целом. При этом, как заметил Р. Дероле, «речь, естественно, не шла о приношениях камням, деревьям и источникам. Не камень, дерево, источник как таковые являлись объектами поклонения. Поклонение это было обращено к могущественному божеству, которое в них «присутствовало» определенным образом».
В то же время, известны божества, имеющие уже непосредственную связь с лесом, хотя их «функции» и не ограничиваются этим. Таков, например, древнегреческий бог плодоносящих сил
земли Дионис. Свиту Диониса составляют бог стихийных сил природы, лесов, полей и стад Пан, а также многочисленные духи плодородия и помощники – сатиры, силены, менады. В римской мифологии им близки Бахус, Сильван, фавны. У этрусков это Фулфунс и Селванс. У балтов – Гониглис. В сходной роли выступает загадочный рогатый кельтский бог Цернунос. Все эти боги и духи, с одной стороны, непосредственно связаны с лесом, с дикой природой, а с другой – имеют влияние на виноделие, земледелие, скотоводство, и некоторые другие сферы человеческой деятельности.


Форостецький В.В.
Святобор
 

Наконец, существует целый ряд мифологических персонажей, чья «вотчина» ограничивается лесом. Это боги, хозяева, покровители леса как такового и всего лесного населения, будь то звери и птицы, или мифические существа низшего ранга. Люди с ними контактировали и к ним обращались лишь постольку, поскольку имели контакт с самим лесом, например, во время охоты. Скажем, в кетской мифологии покровителем и хозяином лесных зверей Кайгусь, представлявшийся то человеком, то медведем. У якутов хозяин леса, животных и птиц, покровитель охотников – Бай Байанай, весёлый, шумливый старик, обросший седыми волосами. Славянский бог лесов и господин леших – Бор (Святобор). «Ростом он выше самой высокой сосны, статью могутнее самого кряжистого дуба, волосы его длиннее березовых кос, борода гуще мха, носит он зеленый плащ из хвои да зеленую шапку». Известны и женские лесные богини, например, увенчанная ветвями богиня леса и лесных орехов Лаздона у балтийских народов.
         В подчинении у них многочисленные рядовые мифологические обитатели и духи леса. Таковы лешие славян, охранительница леса Медейна у балтийских народов, нимфы лесов и рощ – альсеиды у древних греков, зеленые люди некоторых западноевропейских народов, мать леса (Межас мате) и отец леса (Межа тевс) у латышей.


В начало страницы

Рейтинг Инфо-Поле     Rambler's Top100

Copyright or other proprietary statement goes here.
Последнее обновление этой страницы: 20 декабря 2008 г.