Лещина


• Домой • Вверх • Бархатцы • Душица • Иссоп • Лещина • Сикомора • Тамариск • Тархун • Старшие руны и растения •


Названия:
Латинское - Corylus avellana
Русское - лещина, орешник
Английское - hazel, hazel-tree
Французское - noisetier

 

Rambler's Top100

Орешник (лещина) - одно из наиболее часто использовавшихся европейцами в магических целях священных деревьев. Богами, связанными с орешником, являются у германских народов Один, у кельтов - Луг, у славян - Велес, у греков - Гермес, у римлян - Меркурий. Следует сразу подчеркнуть, что орешник не является специфически охранным деревом, как, например, рябина, или каким-либо иным узкоспециальным по свойствам и применению деревом. Скорее, это дерево является одним из наиболее тесно связанных с волшебством как таковым, с магией per se. В кельтских преданиях, например в цикле сказаний о Финне, также неоднократно упоминается куст, или целые заросли Священного Орешника, произрастающие в Волшебной Стране (по другой версии, в Разноцветном Краю). Этот орешник плодоносит орехами мудрости (орехами знания). Отведавший этих орехов, или хотя бы съевший животное, питавшееся ими (обычно это Лосось Мудрости), сам получает магическую мудрость и дар предвиденья.

Изготовление магических предметов общего назначения. Ряд авторов указывают на широкое, наряду с ясенем и дубом, использование орешника для изготовления магических посохов и жезлов. Такой посох, видимо, следует считать максимально универсальным, но, в то же время, очень эффективным орудием.

Мантическое применение. Упоминания применения орешника с мантическими целями присутствуют как в средневековых хрониках, так и в более ранних источниках. Например, Леонид Кораблев, трактуя широко известное свидетельство Тацита об использовании древними германцами для гадания фрагментов ветви плодоносящего дерева с нанесенными на них рунами, предполагает, что в качестве такого дерева мог использоваться как раз орешник. Одним из формальных оснований для такой гипотезы является возможность перевода использованного Тацитом прилагательного и как "плодоносящее", и как "орехоплодное". Так или иначе, орешник безусловно неплох в качестве материала для изготовления рун. Наиболее близкой ему руной является Jeran (Jer). В огаме лещине соответствует Coll. Славяне также используют лесные орехи в рождественских гаданиях. Пустой орех при этом предвещает смерть или голодный и неурожайный год, а полный - благополучие и здоровье.

Охранная магия. Орешник используется также для устройства магических защитных оград, примером которых может служить вебонд. В случае использования толстых ореховых кольев такие ограды выполняют функцию в том числе и физической защиты. Однако, известно немало примеров когда достаточным считается воткнуть в землю, по периметру защищаемой территории, тонкие прутики лещины. В данном случае подразумевается исключительно магические свойства данного дерева. Помимо охраны жилища или лагеря, такие ограды возводились для ограждения мест судилищ и поединков, с целью предотвращения чьего-либо магического влияния на исход мероприятия. Два примера из Саги об Эгиле: 1. "Когда люди конунга Олава явились туда [на равнину Винхейд], там уже стояли вехи из ветвей орешника, обозначавшие границы того места, где предстояла битва." (Сага об Эгиле, LII). 2. "Местом суда было ровное поле, окруженное вехами из орешника. Между вехами была протянута веревка. Она называлась границей суда." (Сага об Эгиле, LVI). Когда жена конунга Гуннхильд решила предотвратить решение тяжбы в пользу Эгеля, то первое, что было сделано по ее приказу, это уничтожение орешниковой ограды вокруг тинга: "Тогда Альв Корабельщик и его дружинники побежали к месту суда, сломали орешниковые вехи, разрубили натянутые между ними веревки и разогнали судей." (Сага об Эгиле, LVI). В "Песни о Хельги сыне Хьёрварда" также упоминается, что конунг Альв оградил ореховыми ветвями поле на Сигарсвеллире, чтобы биться там с Хельги (Песнь о Хельги сыне Хьёрварда, XXXIV). Древнегерманское имя Hasal-wara вероятно может быть переведено как "Защита орешником". В Англии раздвоенный ореховый жезл использовался для определения преступника.

        У славян орешник использовался для защиты от молний, поскольку считалось, что в него никогда "не бьет гром". Под ветвями орешника укрывались во время грозы, а веточки и крестики из лещины размещали в домах и на полях, считая, что защищенные орешником места гроза обойдет стороной.

        Помимо защиты от злых людей и стихии, орешник применяется, например, в виде оберегов,  для защиты от того, что в народе именуется нечистой силы. Именно ореховым прутом словенцы очерчивали вокруг себя магический круг. Болгары изгоняли демонов, насылающих на детей бессонницу, обходя колыбель ребенка с зажженной ореховой веткой. Орешниковыми ветками защищались также от русалок.

        Наконец, в народной практике бытовало поверье, согласно которому лещина может быть использована против некоторых животных, которые расценивались, с одной стороны, как враги и вредители, а, с другой, были ассоциированы с темными потусторонними силами, например, против мышей и змей. В данном случае, я вынужден усомниться в наличии реального антагонизма. Скорее, это упростившееся до уровня бытового и до конца неосознаваемого использования все в тех же охранных магических свойств орешника.

        Ореховый жезл являлся также атрибутом парламентера, охраняющим его от нападения. Например, в "Похищении быка из Куальнге" рассказано как ирландцы послали к Кухулину Мак Рота с условиями перемирия. "В руке у него жезл из светлого орешника, а в другой заточенный с одной стороны меч с костяной рукоятью." По этим атрибутам Кухулин опознал гонца - парламентера и мирно выслушал предлагаемые ему условия.

Боевая магия. Использование орешника с целью борьбы с врагами упоминается, например, все в той же Саге об Эгиле. Согласно этой саге, Эгиль соорудил из ореховой жерди "шест ненависти". Шест с вырезанным на нем рунным заклятием был воздвигнут Эгилем с целью изгнания из Норвегии его врагов - конунга Эйрика и его жены Гюннхильд. Описывается это так: "... Эгиль снова поднялся на остров. Он взял орешниковую жердь и взобрался с ней на скалистый мыс, обращенный к материку. Эгиль взял лошадиный череп и насадил его на жердь. Потом он произнес заклятье, говоря:

— Я воздвигаю здесь эту жердь и посылаю проклятие конунгу Эйрику и его жене Гуннхильд, — он повернул лошадиный череп в сторону материка. — Я посылаю проклятие духам, которые населяют эту страну, чтобы они все блуждали без дороги и не нашли себе покоя, пока они не изгонят конунга Эйрика и Гуннхильд из Норвегии.

        Потом он всадил жердь в расщелину скалы и оставил ее там. Он повернул лошадиный череп в сторону материка, а на жерди вырезал рунами сказанное им заклятье."

        Интересно предположение, согласно которому в действительности Эгиль вырезал на жерди не приведенное заклятье, а две сказанные им чуть раньше висы, которые по своему содержанию практически совпадают с ним. Вероятно, не случайно в подлиннике в этих висах выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждом из четверостиший, из которых эти висы состоят, по 72 руны (утроенное суммарное количество рун в Футарке).

        Сходные примеры описаны в "Датской Истории" Саксона Грамматика (XIII век). По мнению Л. Кораблева, орешник же имеется в виду и при описании подобных магических ритуалов в и в исландской "Саге о людях из Озерной Долины".

Бытовая магия. Для понимания применения орешника в данной сфере следует помнить о том, что это плодовое дерево. Напомним еще раз, что соответствующей ему руной является Jeran, а значит - урожай. В рамках данной сферы орешник используется в скотоводстве, земледелии, для накопления приданного и т.п. Согласно словацким поверьям, ветка лещины может указать человеку путь к спрятанным в земле сокровищам. Повсеместно рогатки из лещины используются в лозоходстве.

Врачевание. Известно, что на территории Британии лекари германских племен (англы, саксы) использовали зеленый ореховый прут при борьбе с некоторыми болезнями. Однако, более подробные описания этой практики мне неизвестны. У южных славян существовал заговор, который одинаково использовался для того, чтобы поставить на ноги тяжелобольного человека, помочь научиться ходить ребенку, которому это никак не удается, и поднять новорожденного жеребенка. Ключевые слова заговора следующие: "Оставь ореховое, возьми кизиловое". Откровенно говоря, для меня эти слова звучат несколько загадочно. Орешник ассоциировался у славян, помимо всего прочего, с загробным миром, о чем чуть подробнее будет сказано ниже. То есть, якобы с помощью такого заговора предполагается содействие кому-либо в переходе от небытия к бытию. Но вот почему здесь упоминается именно кизил? Обычно при этом говорят о почитании кизила как символа здоровья и физической крепости, однако, не исключено, что это догадка, которая лишь внешне выглядит логичной. Особенно странно это выглядит, если вспомнить, что как раз орешник является одним из наиболее почитаемых символов урожая.

Связь с загробным миром. Насколько мне известно, данное свойство орешника четко признается преимущественно славянскими народами, да и то не всеми. Вероятно, именно в этом причина его связи с Велесом. Интересно, что эта связь имеет отчетливый "календарный" характер и проявляется преимущественно в некоторые праздничные дни. В христианский период это были Рождество, Троица и Вознесение. В частности, считалось, что на Троицу души умерших посещают Землю и временно "селятся" в ветви орешника, что, конечно, никак не соответствует христианскому представлению об этом празднике, да и христианской догматике в целом. Руководствуясь этим поверьем, славяне старались накануне Троицы и в сам праздник не ломать ветки лещины дабы не потревожить умерших.

В Болгарии, Македонии и восточной Сербии лещина и ее ветки также считались местом обитания душ предков, посещавших землю в Троицкий период. Поэтому  люди избегали обрывать ветки лещины, боясь потревожить души умерших. На Вознесение или в Духов день ветками лесного ореха украшали дома, клали их на пол в доме и в церкви, опускались на них на колени, молились и, прижав ухо к веткам лещины, прислушиваясь к ним. Считалось, что таким способом можно услышать мертвых и даже говорить с ними. Неисполнение же этого обычая осуждалось, ибо люди верили, что тем самым помешали бы душам попасть на землю и вернуться обратно (души остались бы "запертыми" на "том" свете или на "этом"). В конце дня эти ореховые ветки относили на кладбище, обметали ими могилы, чтобы на "том свете" душа умершего могла укрыться в их тени. На Рождество обязательно ели орехи, наряду с другими видами поминальной пищи, например, бобами.

Общение с эльфами. Существует мнение, что орешник может помочь в общении с эльфами и другими обитателями иных миров. В связи с этим, даже предполагают, что неслучайно встречи с эльфами, описанные в художественной литературе, прежде всего у Дж.Р.Р. Толкина, часто так или иначе связаны с одновременным присутствием этого дерева.

Резюме. По моим ощущениям, орешник - очень сильное, но спокойное и миролюбивое дерево. Ключевым словом для него я бы назвал "Справедливость". Именно поэтому оно не несет специфически охранных функций. Лучшими охранниками и телохранителями являются те, кто редко задумывается о справедливости. Они охраняют потому, что это их работа, или их призвание, даже если хозяин не прав и не достоин опеки. В определенных ситуациях таким деревом является рябина. Я говорю это без всякого пренебрежения, а, напротив, с большой симпатией. Это одно из призваний рябины, призвание искреннее и бескорыстное. С рябиной сравнительно нетрудно подружиться. Но орешник не таков. Если суметь с ним договориться, он защитит дом или землю от лихих людей, не допустит несправедливого вердикта суда, воспрепятствует влиянию злой воли на исход поединка, - для этого, как уже говорилось, он используется в виде ограждений соответствующих мест. Иными словами, он убережет от чужого злого умысла, но не убережет вас, если вы сами несете этот умысел. Например, если вы собрались пойти на кражу (надеюсь, что это лишь отвлеченный пример), но опасаетесь сторожей, сигнализации, милиции и т.п., я настоятельно не рекомендую вам обращаться за защитой к орешнику.

На первый взгляд, такому толкованию противоречат некоторые эпизоды из цикла сказаний о Финне, в частности те, в которых Темный Сид Страх Дуйрхе именно с помощью орехового прута получает магическую власть над Садб, женой Финна. Следует, однако, заметить, что Садб была из Волшебного Народа и должна была выйти замуж за кого-нибудь из своих соплеменников, но отказалась от этого и сбежала к людям, обернувшись ланью. Даже сам Финн, услышав об этом, упрекает ее в неразумности такого поступка и меняет свое решение лишь узнав, что прекрасная Садб искренне влюблена в него. Хотя случаи таких "смешанных браков" и не были большой редкостью, следует признать, что формально Страх Дуйрхе имел несомненно больше прав на Садб, по сравнению с Финном, чем он и воспользовался.

Орешник можно применить и для нападения на врага, но только в том случае, если есть абсолютная уверенность в своей правоте. Только тогда, когда никаким рассуждениям в духе "каждый прав по-своему ... ну, это как посмотреть ... да, но все относительно..." нет места. Когда враг точно неправ, как это было в примере с Эгилем. В противном случае, вмешательство в ситуацию отстранено справедливого орешника может оказаться совсем не таким, как вы ожидаете. В связи со всем сказанным мне кажется довольно правдоподобным мнение Л. Кораблева об использовании древними германцами именно орешника в мантических целях. Действительно, трудно найти другого такого оракула - справедливого, неподкупного, неподвластного никаким эмоциям и влияниям.


В начало страницы

Рейтинг Инфо-Поле     Rambler's Top100

Copyright or other proprietary statement goes here.
Последнее обновление этой страницы: 08 января 2009 г.