Иссоп


• Домой • Вверх • Бархатцы • Душица • Иссоп • Лещина • Сикомора • Тамариск • Тархун • Старшие руны и растения •


Названия:
Латинское - Hyssopus officinalis
Русское - иссоп
Английское - hyssop
Французское - hysope

Rambler's Top100

С древнейших времен во многих местах, где рос иссоп, он применялся в обрядах очищения. Для этого пучками этого растения, смоченными водой или жертвенной кровью, кропили людей, скот и любые предметы, нуждающиеся в сотворении над ними такого обряда. Кровь всегда занимала важное место в мистической жизни людей, либо сама по себе, либо в виде своих символических заменителей, например, красного вина и красной охры. Так было всегда, так остается и по сию пору. Скажем, в главном христианском таинстве – Литургии и сейчас в качестве символа крови Христовой используется красное вино.

Особенно часто использование иссопа для очищения упоминается в Библии (Торе). Например, Книга Левит предписывает священнику для очищения прокаженного взять живую птицу, кедровую ветвь, червленую (т.е. красную) нить и иссоп. Ветки кедра и иссопа следовало перевязать нитью, омочить их в крови птицы заколотой над живою (родниковой) водою, покропить очищаемого от проказы семь раз и объявить его чистым, а живую птицу отпустить в поле (Левит, 14: 6-7). Сходным образом очищался дом (Левит, 14: 49-53) и люди, прикоснувшиеся к умершему или ко гробу (Числа, 19: 18).

Тора. Поражение египетских первенцев.

И еще сказал ХаШем:
- Передайте всему народу: к концу дня четырнадцатого нисана в каждом доме должны зарезать годовалого барашка. Этот барашек - жертва ХаШему, его нужно зажарить на открытом огне и в ту же ночь съесть с мацой и горькими травами, марором. Ешьте поспешно, будьте одеты, обуты, перепоясаны, и посохи свои приготовьте с собой в дорогу. Но прежде чем есть сделайте вот что: возьмите пучок травы иссоп, обмакните в кровь жертвенного барашка и помажьте этой кровью косяки и притолоки дверей домов ваших. Сами же не выходите на улицу до утра. В эту ночь Я Сам пройду по земле Египетской. Я поражу всех идолов и первенцев во всех домах, где притолока и оба косяка кровью не помазаны. А где увижу кровь - пройду мимо. Я - ХаШем.

И передал Моше евреям слова ХаШема, и многие подумали так: "Уму непостижимо, зачем это нужно - пачкать кровью косяки и притолоку? Но на всякий случай я уж сделаю эту нетрудную работу, раз ХаШем так хочет".

В качестве заготавливаемого впрок магического средства для очищения Книга Чисел рекомендует пепел сожженной рыжей телицы. В процессе сожжения на нее также полагалось бросить кусочек кедрового дерева, иссоп и нить красной шерсти (Числа, 19: 6). Возвестив народу заповеди Ветхого Завета, Моисей взял кровь тельцов и козлов смешанную с водою, червленою шерсть и опять-таки иссоп, и окропил весь народ, говоря: “Это кровь завета, который заповедал вам Бог. (Евр., 9: 19-20). Согласно Книге Исхода, Бог повелел старейшинам помазать пучками иссопа, смоченными в крови жертвенного агнца перекладину и косяки дверей, дабы живущие за этими дверями не были поражены Божьей карой (Исход, 12: 21-23).

Строго говоря, у историков и ботаников нет уверенности в том, что иссоп, упоминающийся в трактатах Гиппократа, в Библии и в других столь же древних текстах, это то же самое растение, которое мы сегодня знаем под латинским названием Hyssopus officinalis. Одним из мест в Библии, которое вызвало сомнение в идентичности легендарного иссопа и современного нам вида с таким же названием, явился фрагмент из Евангелия от Иоанна, где сказано, что после распятия Христа воины смочили кислым вином губку, наложили ее на стебель иссопа и поднесли к губам распятого, чтобы облегчить его страдания (Ин., 19: 29). По всей видимости, это означает, что упомянутый стебель должен быть достаточно прочным и длинным, в то время как у известного в настоящее время иссопа стебель слабо одревесневший и в лучшем случае достигает 70 см в длину. Однако, подобные рассуждения могут иметь вес лишь для современного естествознания, стремящегося к точной терминологии и однозначно понимаемым названиям. Достаточно самого поверхностного знакомства с практически любыми толкованиями как христианских богословов, так и иудейских раби чтобы понять, что во времена, когда апостол Иоанн писал свое Евангелие, слово “иссоп” использовалось не только в своем прямом значении, т.е. для обозначения конкретного растения, но и как символ, связанный с очищением и жертвоприношением. Причем, прежде всего, с очищением кровью и с кровавыми жертвоприношениями. Одно упоминание этого растения, особенно в контексте всех остальных описываемых событий казни Христа, должно было вызвать у читателя соответствующие ассоциации.

Даже если отнестись к вопросу идентификации формально и просмотреть список растений, которых специалисты выдвигают в качестве кандидатов на роль библейского иссопа, то, по моим предварительным данным, их вполне можно с определенными оговорками свести в очередную графу магических соответствий и замен в соответствующих таблицах, приводимых во многих трактатах. Надеюсь, что в свое время к этому вопросу мы еще обратимся специально.

С большой вероятностью можно предполагать, что слово “иссоп” довольно часто использовалось именно в символическом значении как иудеями, так и первыми христианами. В “Церковной истории” Евсевия Памфила (III-IV вв.) упоминается деревня, названная автором “Вафезор”, что в переводе означает “Дом иссопа”. Эта деревня была местом проживания (т.е. домом) некой женщины, по имени Мария. Воздержимся от пересказа жуткой и кровавой истории этой женщины, поведанной Евсевием, заметим лишь, что поступки ее были бесспорно связаны с жертвоприношением и очищением.

Филон Александрийский (I в. до н.э. – I в. н.э.) в своем сочинении “О жизни созерцательной, или о молитвенниках” повествует о христианских подвижниках первых лет существования этой религии, именуя их терапевтами и поясняя это название тем, что люди эти, подобно врачам, исцеляют души приходящих к ним от страданий, причиняемых пороком, а сами служат Богу в совершенной жертвенной чистоте. Иными словами, речь идет о людях, приносящих себя в жертву и очищающих себя и других. Описывая скудную еду, которой обходились эти подвижники во время поста, опять-таки призванного очистить их от грехов, Филон пишет следующее: “Питье у них только вода, приправа к хлебу — соль и иссоп”. Снова мы встречаемся с сочетанием трех ключевых понятий: жертва, очищение, иссоп. На первый взгляд в этом повествовании отсутствует еще один символ, неизменно соседствующий с иссопом – кровь. Однако, следует вспомнить, что речь у Филона идет уже не об иудеях, а о христианах, регулярно совершающих таинство Литургии. В Литургии же, как было сказано выше, в качестве символа крови Христовой всегда используется вино, т.е. кровь все-таки присутствует, но в виде уже собственного символа – вина.

Во времена “идеологической монополии” картезианской науки любое почитание растений древними цивилизациями в качестве священных или магических стремились объяснить через физические свойства этих растений. Как правило, указывались какие-либо физиологически активные вещества, присутствующие в растении, и утверждалось, что данные вещества способны оказывать влияние на человека, а, значит, именно поэтому данное растение может быть использовано в качестве лекарственного, галлюциногенного или попросту ядовитого. Вся же мистическая сторона вопроса списывалась на “недоразвитость” древней науки.

Однако, хорошо известно, что никогда, вплоть до последних нескольких веков, люди не ставили знака равенства между медициной и магией, между фитотерапией и ворожбой на травах. То есть, связь безусловно есть, но магические свойства растения вовсе не вытекают из его физиологического воздействия на человека. Скорее наоборот. Многим растениям магия приписывает свойства, которые с точки зрения медицины (как официальной, так и народной) никак не объяснимы и даже абсурдны. Например, в колдовстве подорожник часто используется как трава, “дающая жар и силу любви”, а мелисса, носимая на теле, “делает человека любезным”. Иссоп представляет собой другой пример – он широко известен в качестве лекарственного растения, но его использование в колдовских целях всегда было ограниченным.

В качестве лекарственного растения иссоп известен по крайней мере со времен Гиппократа (около 460 – 377 гг. до н.э.), упоминавшего его в своих трудах. Использовали его Диоскорид (около 40 – 90 гг.), Авиценна (около 980 – 1037 гг.) и многие другие не менее известные врачи. Например, в “Каноне врачебной науки” Авиценна описывает иссоп как “горячее”, разжижающее и разрыхляющее средство, и рекомендует его к применению в следующих случаях: для разжижения молока у кормящих матерей, при “закупорках” в легких у пожилых людей, при запорах, в качестве болеутоляющего, для изгнания болезнетворных “материй” из головы, в том числе при потере памяти и эпилепсии, при куриной слепоте, при астме, плеврите, воспалениях дыхательной системы, при болезнях печени и мочевого пузыря, при гинекологических заболеваниях, приводящих к бесплодию, в стоматологии. Кстати, почувствовать горячую природу иссопа очень легко. Достаточно пожевать его листья, чтобы ощутить во рту тепло.

Широко применялся иссоп и в народной медицине многих народов, в том числе и на Руси. Причем, сфера медицинского применения этого растения не менее обширна, чем в трактате Авицены. С точки зрения народного целительства иссоп обладает антисептическим, противовоспалительным, обезболивающим, ранозаживляющим, возбуждающим и противокашлевым действием, способствует уменьшению чрезмерного выделения пота. Применяется при хронических воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при воспалительных процессах в полости рта и глотки, при нарушении пищеварения, при конъюнктивитах, для лечения хронического бронхита, бронхиальной астмы, ангины и катара верхних дыхательных путей, а также в качестве мочегонного и глистогонного средства. Помогает при стенокардии и неврозах. Способствует пищеварению и возбуждает аппетит. Применяется для компрессов при ушибах, ревматизме и для заживления ран и язв. Настой иссопа в качестве общеукрепляющего средства рекомендуется пожилым людям. Почти столь же обширен список показаний к применению иссопа и в официальной фитотерапии.

На первый взгляд, столь широкое, чуть ли не универсальное применение иссопа в медицине должно было бы идти рука об руку с его популярностью в качестве колдовского, магического растения. Однако, это совсем не так. Упоминания иссопа в оккультных трактатах очень скупы и носят скорее “дежурный” характер. Более того, его магические свойства описаны в них довольно противоречиво. Например, в “Оккультной философии” Корнелия Агриппы он упоминается среди лунных растений, в других работах его связывают с Меркурием, Сатурном, а еще чаще – с Юпитером. Очень краткие упоминания иссопа, или полное отсутствие таковых характерны и для средневековых авторитетов, таких как, например, Корнелий Агриппа (1486 – 1535) и Парацельс (1493 – 1541), и для знаменитостей конца XIX – начала XX веков, в том числе, Папюса (1865 – 1916) и Поля Седира (1871 – 1926), и для современных авторов. Это тем более примечательно, что многие из названных людей не только почитались в качестве авторитетных магов, но и бесспорно являлись талантливыми врачами, несомненно знакомыми с лекарственными растениями. Однако, на перенос иссопа из списка лекарственных в список магических растений никто из них не пошел.

Бытовое использование:
Мы не рекомендуем при отсутствии опыта увлекаться экспериментами с иссопом для самолечения. Большие дозы, не только при приеме внутрь, но и в виде ароматных эфирных масел, могут вызывать спазмы, в связи с чем он противопоказан людям, страдающим эпилепсией и беременным женщинам. По тем же причинам осторожность в применении иссопа должны соблюдать гипертоники. В то же время, можно смело пользоваться им в качестве пряности. Из-за резкого запаха и вкуса иссоп добавляют в блюда в небольшом количестве, не способном пагубно отразиться на здоровье. Наоборот, малые его дозы стимулируют работу пищеварительного тракта, а значит, делают пищу легкоусвояемой. Хорошо использовать иссоп при солении огурцов, помидоров и маслин. Можно добавлять его в супы, соусы, салаты, овощные и рыбные блюда, жареное мясо. Иссоп улучшает вкус блюд из фасоли и гороха. Используют его при приготовлении ликеров. На Востоке его даже добавляют во фруктовые напитки.

Справедливости ради стоит сказать, что в современной оккультной и колдовской литературе иссоп все же удостоен сравнительно большего внимания. Например, его многократно и в разных целях рекомендует Тимоти Родерик в книге “Мистерии темной луны”. Но при всем том стоит обратить внимание на то, что большинство подобных современных учений весьма эклектично и пытается синтезировать осколки самых разнородных древних традиций как между собой, так и с данными современной науки, медицины и психотерапии. Характерно, что свойства иссопа описаны в них с использованием терминов, которые вообще не свойственны европейской и ближневосточной магии. Например, тот же Родерик предлагает использование иссопа в “заклинании для устранения кармического долга”, а в руководствах по ароматерапии сказано, что “иссоп помогает очистить, освежить энергетическую оболочку, устраняет застойные процессы в ауре”. Стоит, однако, вспомнить, что такие понятия как “карма”, “аура” и тому подобные пришли к нам из мест, где иссопа не было и в помине. Можно конечно допустить, что уважаемые современные авторы пришли к своим выводам эмпирическим путем и с помощью экстраполяций, но бесспорным остается тот факт, что для традиций тех народов, которые знакомы с иссопом испокон веков, подобное, пусть и перефразированное в иных терминах, его использование не характерно.

Итак, начали мы данный материал с описания широко известного и отраженного в Библии использования иссопа в отнюдь не медицинских целях, а в конце концов пришли к ограниченности его применения в магии. Не противоречит ли одно другому? Никоим образом. Иссоп действительно занимал очень важное место в религиозно-мистической жизни, но только будучи включенным в рамки вполне определенных традиций, прежде всего, ветхозаветного иудаизма. Совершенно очевидно, что его роль в этих традициях не может быть сведена к бытовой магии. Указанная связь иссопа с важнейшими религиозными символами, контекст его употребления даже в казалось бы сугубо житейских целях свидетельствуют о том, что иссоп занимал в данных культурах положение не одного из многих прочих магических трав, а действительно священного растения.


В начало страницы

Рейтинг Инфо-Поле     Rambler's Top100

Copyright or other proprietary statement goes here.
Последнее обновление этой страницы: 08 января 2009 г.