Имболк


• Домой • Вверх • Фазы луны • Древнеисландский календарь • Имболк •


1 февраля 2003 года.

Одно из моих многочисленных хобби заключается в коллекционировании кактусов. Сегодня утром, перед тем как начать подготовку к празднику, я поливал сеянцы и осматривал стоящие рядом взрослые растения. Их поливать сейчас не надо, поскольку всю зиму они спят. И вот именно сегодня на одном из взрослых кактусов я увидел зарождающийся бутон. Кактус начал просыпаться, готовиться к цветению и размножению. Для меня это было зримым свидетельством того, что действительно пришло время Имболка. Готовящееся к размножению растение абсолютно тождественно тому явлению в жизни кельтов, которое они и определили в незапамятные времена как Имболк. Именно в это время у беременных овец появляется первое молоко и они тоже начинают готовиться к продолжению рода.

Итак, Имболк – это время, когда сквозь зимнюю стужу начинают появляться первые признаки приближающейся весны, первые признаки того, что Колесо года в своем вращении начало двигаться к теплу и обновлению. Именно в эти дни в средней полосе Северной Америки просыпаются сурки и завтра, 2 февраля, жители Пенсильвании будут праздновать День сурка и следить за тем, увидит ли проснувшийся и вылезший из норы зверек свою тень. С возвращением к жизни связан и еще один аспект Имболка как праздника очищения, когда после зимних холодов отмываются от грязи.

Но Имболк – это не только праздник приближающийся весны. Традиционно он почитается и как праздник дома, домашнего очага. Почему это так? Думаю тому может быть множество причин. Конечно, уже сам факт появления первого молока и приход времени первой дойки определяет возможность домашнего праздника, сопровождающегося приготовлением традиционных для него молочных блюд, по которым люди, живущие натуральным хозяйством, успели соскучиться. Однако, для меня связь этого дня с домом связана, прежде всего, все с теми же овцами и кактусами (пусть даже последнее кому-то покажется неуместным). В самом деле, если где-то, в той же Пенсильвании, приход весны уже зрим в окружающем наш дом мире, для нас это еще зима, не собирающаяся пока сдавать своих позиций. Если где-то сурки и выходят из спячки и покидают свои норы, то наши барсуки и медведи еще долго не вылезут из своих нор и берлог. Но то, что не всегда может почувствовать человек, чувствуют животные и растения, и, живя бок о бок с нами, сообщают об этом нам. Именно домашние животные и растения, оберегаемые нами от суровой зимней непогоды, приносят в наш дом весть о приближающейся весне.

Богиня Имболка – Бригит, являющаяся дочерью великого бога друидов Дагды и, одновременно, матерью всех богов (mater omnium deorum hibernensium). Она “мать семейства” и в то же время “верховная властительница”. Именно поэтому Бригит – богиня плодородия, огня и домашнего очага, но одновременно она – богиня ремесел, в том числе кузнечного, целительства, поэзии; богиня искусств, творчества и учения в широком смысле. Несомненно атрибуты и ассоциации Бригит также связаны с таковыми праздника Имболк, и в этом еще одно объяснение связи данного праздника с почитанием домашнего очага. Возможно, менее очевидна связь первой дойки овец, ассоциированной с Имболком, с патронажем Бригит над плодородием с одной стороны и творчеством с другой. Здесь следует заметить, что плодородие вовсе не должно пониматься как “урожай”, т.е. некий результат, венчающий процесс. Реально речь идет о жизненной творческой силе, проявляющейся и в весеннем возрождении природы, и в потенции ее дальнейшего процветания, и во всех аспектах творчества человека, понимаемом как сотворчество природе и богам.

Более того, Бригит, как и Минерва, не только несет потенцию, но и осуществляет инициацию искусства в значении artis. Таким образом, Бригит – это богиня потенции и инициации, в то время как богом реализации этой потенции является у кельтов Луг. Неслучайно праздник Луга, Лугнасад (1 августа) занимает на Колесе года оппозиционное положение по отношению к празднику Бригит, Имболку (1 февраля). Эти боги и эти праздники комплиментарны друг другу, также как весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния.

Перейдя таким образом от Бригит к Лугу, мы должны обратиться к свойствам и атрибутам этого бога. Его эпитет “Савилданах” (Многоискусный) уже сам по себе свидетельствует о нем как о покровители всех искусств, а многочисленные источники лишь подтверждают это со всей убедительностью и позволяют понять, что в данном случае речь уже идет не о потенциале и инициации, а об урожае и реализации. Не хотелось бы сейчас пространно рассуждать о правомочности отождествления богов разных пантеонов и о реальной связи между ними, однако, наличие таких связей сомнений не вызывает. Во времена римский оккупации кельтских земель, а возможно и раньше, римляне и кельты неизбежно были вынуждены познакомиться с культурами и богами друг друга. Примечательно, что одна из наиболее определенных параллелей была проведена как римлянами, так и самими кельтами между Лугом и Меркурием (подробнее об этом можно прочитать, например, в трудах Ф. Леру и Н.С. Широковой).

С учетом того, что в современном сознании закрепилось совершенно профанированное представление о Меркурии как о второстепенном боге – гонце других богов, покровителе торговцев и даже воров, следует исправить это недоразумение. Более подробно мы возможно попытаемся поговорить об этом позже, обратившись к празднику Луга – Лугнасаду. Сейчас же лишь заметим, что Меркурий – это ключевая фигура европейской алхимии. Римский Меркурий – это греческий Гермес, бог Откровения, именем которого называется целый феномен герметизма. Именно в этом ключе следует, прежде всего, понимать функцию Меркурия как посланника богов. Через него реализуются, манифестируются те Принципы, источником которых является Единый.

Луг наделен способностями всех остальных богов (см. “Битву при Маг Туред”). По выражению Широковой, это “все боги”, объединенные одним теонимом. То же самое относится к Меркурию (Гермесу), которого алхимики фактически наделяют свойствами бога – творца, вложив в его уста, например, следующие слова: “Я озаряю воздух светом моим, и согреваю землю теплом моим, порождаю и питаю создания природные, растения и камни, и прогоняю тьму ночную силою моею, и благодаря мне длятся дни века, зажигаю я светочи все светом моим, даже те, в которых нет ни блеска, ни величия; ибо все это моих рук дело, когда облекаюсь я одеждами моими” (Dicta Belini).

Однако, на этом параллели не заканчиваются. Как по своим свойствам бога Откровения, т.е. бога – манифестатора, так и по целому ряду других важнейших признаков Меркурий (а, значит, и Гермес, и Луг) тождественен Одину, что было замечено еще Тацитом и развернуто проанализировано в трудах многих исследователей. Здесь же стоит, кроме того, упомянуть его сближение с египетским Тотом и, отчасти, даже со славянским Велесом.

Итак, возвращаясь к Бригит, мы можем еще раз подчеркнуть ее роль как источника и подательницы того творческого потенциала, который призван быть реализованным перечисленными в предыдущем абзаце и, наверняка, многими другими богами, а на своем уровне – магами, художниками, учеными. Именно начало этой реализации, ее исходный импульс мы и отмечаем в праздник Имболк.


В начало страницы

Рейтинг Инфо-Поле     Rambler's Top100

Copyright or other proprietary statement goes here.
Последнее обновление этой страницы: 31 января 2009 г.