Чтобы не было мучительно больно за бесцельно.
(Как работать с информацией)


• Домой • Вверх • Язычник, поганец, политеист • Новгородская Псалтырь • Восточная мудрость • Традиция • Информация •


Вайк ©

А начать этот текст мне бы хотелось… с примера работы с информацией. Собравшись писать полноценную статью на тему, я не могла не уточнить собственно определение «информации».
Без изысков заглядываем в словарь Ожегова и в БСЭ. Обнаруживаем и там, и там по приличной размерами словарной статье. А вот что в итоге у меня от них осталось:

ИНФОРМАЦИЯ 1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
(Толковый словарь Ожегова)

ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio — разъяснение, изложение), первоначально — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. И. всегда играла в жизни человечества очень важную роль. Однако в середине 20 в. …происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной И., получившее название «информационного взрыва» …оно [понятие «информация»] было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом...
(Большая Советская Энциклопедия)

Почему осталось именно это и зачем я вообще начала выяснять определение информации – как раз объяснит первые, начальные этапы работы с информацией.

 ***

На самом деле, работать с информацией учили всех. Еще в школе, а тем более – в институте. Но, к сожалению, как это часто бывает в нашей системе образования, учили всех, а не умеет почти никто. И, мне кажется, ровно по одной причине: забывают объяснить, зачем то или иное знание будет в дальнейшем нужно. Ну что ж, попробую объяснить я вместо преподавателей…

Обратимся к нашим определениям: «сведения об окружающем мире», «а также сам процесс передачи или получения этих сведений». Есть ли сложности с пониманием того, зачем человеку нужны сведения об окружающем мире? Мне кажется, без таковых сведений он не сможет жить в принципе. То есть, принимать решения, совершать действия, оценивать происходящее и адекватно реагировать на него. Однако, сам факт наличия информации совершенно не значит, что он все это сумеет в совершенстве. Поскольку у информации может быть ряд качественных характеристик: достоверность-недостоверность, полезность-бесполезность, полнота-неполнота, объективность-субъективность… Так что можно обзавестись такой информацией, которая не только никак нам не поможет, но и откровенно помешает, заставляя совершать ошибки и делать неверные выводы.

Вот зачем нужно уметь работать с информацией – чтобы отбирать из вороха самых различных сведений и данных, появившихся у нас после «информационного взрыва», упомянутого БСЭ, качественные и необходимые для нас.

 ***

Чтобы приступить к работе с информацией, для начала неплохо бы выяснить, какая именно информация нам нужна. Мне, в моем случае, нужна была информация про информацию. Ее я и стала искать. Сформулировать нужные нам сведения можно в виде тем, в виде вопросов, а в нашу интернет-эпоху – и в виде поисковых запросов. Собственно, поисковый запрос и есть очень показательный пример правильного подхода к поиску информации: от того, насколько точно и качественно сформулируешь запрос, во многом зависит успешное нахождение нужных сведений. В Яндексе, конечно, найдется все, но далеко не каждым.

Один мой знакомый программист работает администратором на сайте. Есть у него любимое развлечение, которое мне тоже нравится – смотреть, по каким поисковым запросам заходят на его сайт (это позволяют всякие счетчики), и находить там веселое и загадошное. Потом он публикует у себя в ЖЖ «Избранное». Я оттуда выколупала пару примеров не только веселого, но и неудачного для поиска:

где взять П. Зюськинд
дизайн ценника на яйца
изготовление дури

Ну и специально для нас с вами:
Старшая Эдда коротко

Помимо очевидного, что запрос нужно формулировать грамматически верно (а то Зюськинда можно долго проискать), хочется отметить еще пару важных вещей.

1. Думайте, как нужная вам информация будет выглядеть в источниках. Может, если бы «любитель дури» искал, к примеру, «синтез фенэтиламинов», то и обрел бы искомое – в сети чего только не валяется, законного и не очень. Если даже речь идет о книге, то и в ней таким образом искать проще.
2. Не забывайте использовать ту дополнительную информацию, которая у вас уже есть. Например, озадачившись поиском стихотворения Есенина про березы, из которого вы не помните ни строчки, вбейте в поисковую строку «Есенин березы» - и обрящете. Если же, предположим, искать в периодике новости по какой-то теме, то примерное знание даты интересующих событий – сузит круг поиска.
3. Отметьте не только тематику поиска, но и все возможные источники, которые могут содержать искомое. Возможно, это изображения или карты или статистические сведения. Есть ли нужная информация в исторических книгах или в филологических трудах? Словарях? Специализированных словарях? Художественной литературе? Так тоже можно упростить себе задачу, с одной стороны, и не упустить никакой полезной информации, с другой.

После того, как области поиска обозначены, можно приступать собственно к нему. Здесь действует принцип «мозгового штурма» - на первом этапе мы не отбираем информацию и никак не сортируем ее. Мы просто собираем все данные по теме, которые нам удастся найти. Никак не оценивая их качественно. Это нам потом еще пригодится. Чуть позже объясню, как именно.

 ***

Итак, предположим, мы собрали все, что могли, из доступного нам. Что дальше? Вы же помните – я не стала приводить в начале полные тексты словарных статей, а выбрала из них кусочки. Ситуации, когда нам нужен весь объем информации по той или иной теме, редки чрезвычайно. Много чаще нужен ответ на конкретный вопрос или раскрытие довольно узкой темы. То есть, из общей массы информации для начала нам нужно выбрать ПОЛЕЗНУЮ. В моем случае я выкинула все, что было связано с биологией, кибернетикой и теорией информации, оставив только части, посвященные непосредственно получению или обмену информацией между людьми. Мы ведь речь ведем именно об этом? А вот то, как обмениваются информацией две клетки организма, нас занимает не сильно. Впрочем, как и компьютерная теория.

Случаи, когда информация бесполезна очевидно и сразу, мы не рассматриваем: такую вы отметете еще на первом этапе. Ну, к примеру, изыскивая технологию изготовления амбарных замкОв и наткнувшись на сведения по архитектуре романских зАмков, вы вряд ли будете уделять им внимание. Однако даже из информации «в принципе по нужной теме» далеко не любая может быть нам нужна.

Бородатый анекдот:
- Приборы?
- Шесть!
- Что – шесть?
- А что – приборы?

Залог качественного отсева лишней информации – это всего лишь корректно и конкретно сформулированная тема, правильно заданный самому себе (уже не поисковику) вопрос и точно поставленные задачи.

***

Когда из всей информации останется только нужная – самое время проверить ее на ДОСТОВЕРНОСТЬ и ОБЪЕКТИВНОСТЬ. О градации источников по степени доверия к ним мы говорили на занятиях. Думаю, такую систему себе уже каждый выработал. Однако, не вызывающий доверия источник – вовсе не повод отказываться от информации сразу. Среди даже самых откровенных фантазий могут затесаться крупицы истины. Если у вас хватит труда до них докопаться, они могут быть даже весьма ценными. Кроме того, аргументировано опровергнуть ложные сведения бывает ничуть не менее полезно, чем подтвердить истинные. Проверить нужно всю имеющуюся информацию, и ни в коем случае не верить «ощущениям» или даже «здравому смыслу». Только логике и фактам.

 Вот пример последовательного разоблачения легенды о «Плане Даллеса».

Несмотря на несолидность источника (кто в наше время доверяет «Московскому Комсомольцу»?), мне неожиданно удалось обнаружить там отличный пример техники работы с информацией. Но «верить» фактам, оглашенным в «МК» я смогу, только подтвердив их собственным изучением приведенных ссылок на книги, тексты, события.

На этом этапе правила работы с информацией следующие:

1. Проверять все, что есть в нашем распоряжении, не доверяя ничему, не подкрепленного проверенными фактами.
2. Не игнорировать никакие источники информации, если там есть подходящие нам сведения.
3. При ссылках на другие источники всегда проверять эти источники.
4. Всегда стараться найти больше одного взгляда на проблему, особенно в тех случаях, когда речь идет о теориях и предположениях.
5. Любая доподлинно не опровергнутая информация может учитываться. Но если она доподлинно не подтверждена, у нее «понижается» статус – до «гипотезы» или «частного мнения».

Но вот мы собрали и проверили информацию. На руках у нас – некоторое количество разнородных данных, ворох различных сведений. Та самая стадия, на которой остановились почти все ученики, сочтя исследование законченным. И за что получили заслуженное порицание от преподавателя. Потому что окончание сбора данных – это всего лишь окончание первого этапа работы с информацией. Дальше следует АНАЛИЗ.

 ***

Приступая к анализу, мы вновь вооружимся нашими сформулированными темами, вопросами или же задачами. И разберем все имеющиеся сведения с интересующей нас точки зрения. То бишь, с точки зрения ответов на наши вопросы. Что позволяет нам уверенно сказать собранная информация? Что позволяет предположить? Где в наших знаниях есть дыры? Возможно, придется осуществить повторный сбор данных, если для ответа их категорически не хватает.

На этом этапе возможны неожиданные открытия. Например, вы вдруг доподлинно опровергнете то, что вначале пытались доказать, или обнаружите новый слой смыслов в выбранной проблеме, который изменит ее понимание.

Уже можно начинать записывать. Выстраивать свою мысль в текст. Это полезно всегда, даже когда отвечать вам предстоит устно: текст позволяет упорядочить содержимое в мозгах и придать ему стройность.

Однако, до самого главного мы еще не добрались. Вслед за анализом следуют ВЫВОДЫ. Которые, в общем, и являются ответом на вопрос. Выводы – область вашего личного ума и даже творчества. На основе собранных и проанализированных данных мы можем сделать некоторые умозаключения по теме, которые считаем верными и обоснованными. Можем даже породить парочку собственных гипотез и версий, если не слишком зафантазируемся и уйдем от истины и стройности теории.

Кстати, вот отличный пример того, как создать из воздуха доказательство ну практически всего чего угодно - «Ленин-гриб»:
http://community.livejournal.com/kuryokhin/49158.html
http://community.livejournal.com/kuryokhin/3183.html
http://community.livejournal.com/kuryokhin/79902.html

Можете потренироваться «работать с информацией» на нем, когда отсмеетесь.

 


В начало страницы

Рейтинг Инфо-Поле     Rambler's Top100

Copyright or other proprietary statement goes here.
Последнее обновление этой страницы: 21 декабря 2008 г.