Новгородская Псалтырь


• Домой • Вверх • Язычник, поганец, политеист • Новгородская Псалтырь • Восточная мудрость • Традиция • Информация •
 

Несмотря на упорный скепсис официальной науки, на сегодняшний день известно уже достаточное число фактов и свидетельств, которые позволяют утверждать наличие письменной культуры у славян до Кирилла и Мефодия. Перечислять их в очередной раз не имеет большого смысла. Полагаю, что знакомство с ними вполне можно составить по работам Антона Платова (Платов, 1998, 2001). Не считаю нужным обсуждать здесь достоинства и недостатки гипотез и рассуждений этого широко известного и пользующегося авторитетом автора, но сделанная им подборка материала заслуживает безусловного внимания.

Примечательно, что признание хотя бы реальной вероятности существования докириллической письменности у славян позволяет иначе интерпретировать суть некоторых проблем, которые возникают в археологии при анализе и ряда новых находок. В некоторых случаях такая позиция позволяет снять возникающие недоумения, а сами эти находки можно расценивать в качестве возможных косвенных подтверждений наличия письменной грамотности в дохристианской Руси. По крайней мере, данные находки хорошо согласуются с такой позицией.

В качестве примера хотелось бы назвать археологическую находку, обнаруженную 13 июля 2000 года в ходе раскопок древности Великого Новгорода, проводимых уже почти 70 лет (Зализняк, Янин, 2001). Данная находка представляет собой древнейшую из известных на сегодняшний день русских книг, написанных кириллицей. Состоит она из трех навощенных липовых дощечек, цер. Основным содержанием нанесенного на них текста является фрагмент Псалтыри, благодаря чему находка сразу же получила название Новгородской псалтыри. Для нас примечательны следующие три обстоятельства: 1. Находка датируется авторами 760-1030 гг., а с вероятностью 68.2% – 860-1010 гг. 2. Ряд особенностей текста, в частности, специфические ошибки, допущенные писцом, указывают на то, что писец был не южнославянским книжником - миссионером (болгарином, сербом), а русским человеком. 3. Почерк и весь характер письма (твердость руки, очень высокая устойчивость написания каждой буквы и пр.) свидетельствуют о высоком опыте и профессиональном мастерстве писца - каллиграфа.

Таким образом, следует предположить, что не позднее чем через 30-35 лет после крещения Руси, а возможно, и существенно ранее, на Руси были писцы, не только владеющие грамотой, но и обладающие высоким каллиграфическим мастерством. Этого обстоятельства не могли не заметить даже авторы, придерживающиеся официальной позиции, согласно которой до кириллицы у русских не было грамотности. Единственное объяснение, которое они смогли предложить, заключается в версии, согласно которой писец Новгородской псалтыри был одним из "талантливых учеников" южнославянских миссионеров, которых те предположительно набирали в конце Х века. Однако, очевидна неуверенность самих уважаемых авторов в столь малоубедительном и умозрительном объяснении. Их недоумение выражено, например, в следующей эмоциональной фразе: “Поразительно, как быстро из этого первого поколения грамотных русских людей смог выйти столь опытный книжный мастер”.

Представляется, что значительно более правдоподобным объяснением было бы признание существования грамотности и даже каллиграфии и книжного мастерства в докириллической Руси. Перенять новый шрифт, тем более отнюдь не являющийся абсолютно чуждым и инородным, не столь уж сложная задача для мастера.

 

Зализняк А.А., Янин В.Л. (2001) Новгородская псалтырь начала XI века - древнейшая книга Руси. Вестник Российской Академии Наук, 71 (3): 202-209.

Платов А. (1998) Памятники рунического искусства славян. Мифы и магия индоевропейцев, Выпуск 6. М.: Менеджер, с. 90-130.

Платов А. (2001) Славянские Руны. М.: ИД “Гелиос”. 176 с.


В начало страницы

Рейтинг Инфо-Поле     Rambler's Top100

Copyright or other proprietary statement goes here.
Последнее обновление этой страницы: 21 декабря 2008 г.