Мировое Древо


• Домой •
• Вверх •
• Мировое Древо •
• Иггдрасиль •
• Мировое древо кельтов •
• Хулуппу •
• Тургэ •
• Мировое древо и Мировая книга •
• Обитатели и духи деревьев •
• Священные рощи •
• Дерево как символ человека и его пути •


Рисунок 1. "Родовое древо" нанайцев.

            Согласно библейскому повествованию, человек стал таким, каким он сейчас является, вкусив плод с Древа познания добра и зла. Если до того он был идеальным образом Творца, то, совершив этот поступок, Адам и Ева стали существами, зависимыми от собственных недостатков и капризов природы. Так ли это было или нет, но если бы не Дерево, человек был бы совсем другим. И не важно, было ли это особенное, священное Древо, или обычные деревья, среди которых текла жизнь людей, или это одно и тоже. Rambler's Top100
            В любом случае дереву в жизни человека всегда было отведено особое место. Множество предметов и существ окружало людей испокон веков, живых и бездушных, ничтожных и величественных. Но всегда было среди них Нечто или Некто, удивительным образом сочетающее в себе многое, вызывающее восхищение и преклонение. Могучее дерево раскинуло свою крону высоко над землей. Оно могло быть выше каменных глыб и валунов, могло расколоть скалу своими корнями. Оно было незыблемо и величественно, но, в то же самое время, оно было живым. Из крохотного семечка пробивался росток, который, преодолевая все невзгоды, спустя десятилетия и века превращался в царственного исполина.

Рисунок 2. Монеты.

            Довольно рано люди начали выделять первоосновы, первовещества окружающего их мира, искать элементы, стихии, из которых он состоит. Греки, начиная с Эмпедокла, а за ними и большинство европейцев, выделяли четыре "корня", четыре элемента: огонь, землю, воду и воздух. Дерево было сопричастно им всем. Оно укоренено в земле, от плодородия которой зависит его питание. Его поят дожди и почвенные воды. Ствол и крона дерева простерты в воздухе, а солнце, всегда ассоциировавшееся у человека с огнем, дает ему жизненную энергию. В Китае же дерево само выступало в качестве одного из пяти первоэлементов.
            Люди получали от деревьев, от леса почти все, что было им необходимо для жизни. Позволю себе повторить слова, сказанные в самом начале этого сайта, на его титульной странице: Лес – источник пропитания и материальных благ. С лесом неразрывно связаны многочисленные народные верования и обряды. Лес – святилище древних жрецов и магов. Наконец, лес – средство познания мира и сам источник знания. Для кельтских языков даже характерна омонимичность слов, означающих лес и науку (например, галльское vidu-). Весь мировой процесс первый неоплатоник Плотин понимал как «жизнь огромного древа, обнимающего собою все».
            Постепенно в традициях самых разных народов стало складываться символическое отождествление дерева со всей вселенной, или, по крайней мере с тем миром, где жили люди. Возник образ, воплощающий универсальную концепцию мира, образ Мирового древа, Arbor Mundi – центра и оси мироздания. Этот мотив появляется в устных преданиях и эпиграфике. Начиная с эпохи бронзы формируется иконография образа, отраженная в живописи, архитектуре, орнаменте и многом другом. Она известна нам также по изображениям на утвари и на других предметах. На Рисунке 2 представлены две монеты, одна из них является древней золотой монетой британских кельтов, другая - современный французский Евро. Сходство дерева, изображенного древним мастером, с современным абстрактным образом Древа жизни художника Д. Дименеза поразительно.

Рисунок 3. Мировое Древо Майя
© 1996-1998 Digital Arts & Sciences Corp.

            Каждая часть Мирового Древа определяется в нем особым набором признаков, образующих либо бинарные семантические оппозиции, такие как «верх – низ», «небо – земля», либо градуальные серии, например, «прошлое – настоящее – будущее», «небесное царство – земной мир – подземное царство». Близкими символами являются Мировая Гора, Мировой Столп, Ось Мира и ряд других. Об аналогии между образами Мирового Древа и Мировой Горы писали многие авторы, начиная с Рене Генона и заканчивая В.Н. Топоровым и другими современными исследователями. Интересно мнение Георгия Гачева, указавшего на естественное представление о центре мироздания как о дереве у равнинных народов, в то время как у горцев соответствующее место занимает гора. Для горных народов важнее акцент на незыблемости, неизменности. «В космосе Грузии все остается, пребывает, потому что некуда деваться: камениста почва. Остается и добро, и зло, грехи. Космос совести», - пишет Гачев. Для жителей равнины важнее идея обновления, роста дерева, течения времени и его цикличности.
            Чаще всего вертикальная структура Мирового древа троична, это верхушка кроны, ствол с ветвями и корень. Каждая из частей нередко соотнесена с характерным набором существ. С верхушкой почти всегда связываются птицы. Средняя часть часто представлена копытными, такими как олени, лошади, быки. Иногда там изображали человека или антропоморфных мифических существ. Нижняя, подземная часть обычно населена
хтоническими тварями, змеями, ящерицами, рыбами. Примером одного из наиболее точных соответствий этой схеме может служить хранящееся в музее антропологии и этнографии в С.-Петербурге изображение на бересте так называемого "Родового древа" нанайцев (Рисунок 1). Здесь представлены животные всех трех уровней. В других случаях символика более сложна и своеобразна, как можно увидеть на примере Мирового Древа цивилизации Майя (Рисунок 3).


В начало страницы

Рейтинг Инфо-Поле     Rambler's Top100

Copyright or other proprietary statement goes here.
Последнее обновление этой страницы: 20 декабря 2008 г.